ПУБЛИКАЦИИ
Василенко Н.В. О современных требованиях к повышению
квалификации учителей экономики// Материалы V Межрегиональной научно-практическая
конференция «Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия
вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации
образования», г. Санкт-Петербург, Смольный, 12-14 марта 2002 г.
– СПб, 2002.
Развитие в последние годы экономической образовательной области,
которое связано со становлением в России рыночных отношений, вхождением
российского общества в информационную фазу своего функционирования
и выдвижением перед россиянами новых требований для достижения материального
благосостояния и духовного благополучия, в значительной степени
сдерживается недостатком школьных педагогических кадров, который,
в свою очередь, приводит к необходимости привлечения к преподаванию
экономики в общеобразовательной школе специалистов с различным уровнем
экономической подготовки.
Можно выделить несколько групп учителей, на практике реализующих
экономические программы. К первой, наиболее благополучной, группе
следует отнести педагогов, имеющих базовую экономико-педагогическую
подготовку. Вторую группу составят педагоги с базовой подготовкой
по иным специальностям, получившие подготовку по экономике в рамках
системы повышения квалификации.
Каждая их этих подгрупп имеет свои особенности в восприятии основополагающих
экономических знаний. Наконец, третью группу учителей экономики
составляют лица с базовой инженерной специальностью, получившие
и педагогическую, и экономическую подготовку на уровне курсов переквалификации.
В условиях столь высокой неоднородности уровня подготовки педагогов
решение задачи улучшения качества экономического образования за
счет увеличения готовности учителей возможно за счет особой структуры
повышения квалификации учителей данного профиля.
Экономика является наукой, имеющей собственный предмет, определяющуюся
системой понятий, связанных объективными экономическими законами
и закономерностями. Без осмысления их действия невозможно развести
действия различных экономических сил, связать вместе результат их
воздействия и объяснить причины и следствия реальных экономических
событий. Поэтому при организации курсов повышения квалификации для
учителей экономики следует предусмотреть отдельный блок учебного
материала по формированию философско-экономической культуры
педагогов.
Для расширения арсенала дидактических средств учителей, реализующих
адаптивное обучение экономике, в рамках технолого-адаптивного
блока предполагается знакомство учителей с принципами
отбора форм, методов и технологий обучения.
Учитывая быстрое обновление и устаревание экономической информации,
целесообразно включение в содержание повышения квалификации преподавателей
экономики содержательно-адаптивного блока, предусматривающего
получение обобщенных сведений о функционировании хозяйства России
и мира в целом на современном этапе, с оценкой тенденций и прогнозов.
Содержание данного блока следует конструировать на основе проблемного
подхода в двух основных направлениях: особенности современного этапа
становления и развития российской экономической системы; причины
и следствия глобализации мировой экономики. Овладение педагогами
знаниями в данных областях увеличат их возможности понимания происходящих
экономических событий и грамотного разъяснения происходящего учащимся.
С целью создания условий для развития адаптивного процесса в преподавании
экономики следует организовать обучение педагогов новейшим способам
самостоятельного поиска и отбора экономической и педагогической
информации. Это будет осуществляться в рамках блока научной организации
труда на основе использования новых информационных технологий.
Возможности, которые предоставляют новые информационные технологии
для педагогической деятельности, можно разделить на несколько направлений:
- расширение собственного профессионально-педагогического кругозора,
- подготовка к проведению занятий с учащимися: конструирование учебно-иллюстративных
материалов (включая документы, статистические блоки, гипертексты,
базы данных, компьютерные модели); создание библиотек текстов тренировочных
и контрольных заданий заданного объема и уровня сложности.
- организация и проведение урока: самостоятельный поиск учащимися
экономических сведений в условиях информационной компьютерной среды;
исследование учениками моделей процессов и явлений; выполнение заданий
и упражнений; проведение компьютерных деловых игр; автоматизированный
контроль знаний,
- ведение учебной документации и анализ результативности УВП.
Вышеописанная структура повышения квалификации учителей позволит
повысить качество обучения экономике в общеобразовательной школе.
|