|
ПУБЛИКАЦИИ
Василенко Н.В. Дополнительное образование взрослых
как институциональная форма экономического образования // Аспекты
современного развития экономики России. Сборник научных статей.-
СПб:Инфо-да, 2002.
Переживаемый нами в настоящее время экономический кризис усилил
сокращение числа рабочих мест, увеличивая конкуренцию на рынке труда.
Несоответствие структуры рабочих мест составу рабочей силы привело
к потере работы и необходимости переквалификации. Многие наши сограждане
оказались не готовыми к жизнедеятельности в условиях негарантированной
занятости и нестабильности доходов. В результате в обществе наблюдаются
негативные последствия перехода к рыночным принципам хозяйствования.
Неумение распоряжаться своей собственностью привело к быстрой ее
потере в ходе приватизации. Недоверие к банковской системе и экономической
политике государства продолжает сужать объем инвестиций в национальную
экономику. Уклонение от уплаты налогов ведет к свертыванию социальных
программ. Одну из причин описанных выше явлений следует искать в
отсутствии необходимых экономических знаний и недостаточном развитии
востребованных в настоящее время качеств: инициативности, самостоятельности,
способности к риску и принятию решений в условиях неопределенности.
Предъявляя новые требования к человеку, переход России к рыночным
условиям обусловил необходимость приобщения широких слоев населения
к экономическому образованию, призванному реализовывать в обществе
общекультурную и профессиональную функции.
Профессиональная функция экономического образования проявляется
в тех случаях, когда основная практическая деятельность человека
непосредственно связана с бизнесом. Имеются в виду менеджеры всех
уровней, бухгалтеры, торговые агенты, продавцы и т.д.
Общекультурная функция экономического образования, охватывающая
в той или иной степени все население, может быть разложена на адаптивную,
мировоззренческую и прагматическую составляющие. Адаптивная
функция реализуется через понимание происходящих изменений
в социально-экономической сфере и нахождение «рецепта выживания»
в рыночном пространстве. Мировоззренческая функция подразумевает
выявление и согласование системы ценностей общества и личности.
Данная функция определяет ограничения для остальных, задавая нравственно
приемлемый набор альтернатив для практический деятельности и меру
адаптации человека к конкретному обществу. Осуществление прагматической
функции дает возможность достижения поставленных целей в профессиональной
и личной жизни человека, включая выбор направлений использования
времени, способностей и знаний, отбор источников доходов, путей
достижения общественного статуса и благосостояния.
В данных условиях содержание экономического образования преобразуется
в следующих основных направлениях: переосмысление значительной части
ранее (десять лет назад) изучаемого экономического материала, включение
в содержание образования новых разделов экономического знания. Таким
образом, формируется на разных уровнях образования экономическая
область знаний, интегративная не только по целям, представленным
выше через функции, но и по содержанию, включая элементы рыночной
теории, теории управления, маркетинга, государственного менеджмента
и т.д.
Мы исследовали особенности дополнительного экономического образования
на примере слушателей профессиональных курсов по специальности «Менеджер
малого бизнеса» в образовательном центре при Институте образования
взрослых РАО.
Изученная категория обучаемых характеризуется наличием работы в
производственном и третичном секторах экономики, причем 59 % слушателей
являются первыми и вторыми лицами частных коммерческих фирм, а 81,1
% занимают руководящие посты на предприятиях различного типа собственности.
Общий уровень образования - высшее или среднее специальное. Слушатели
обладают высокой профессиональной мобильностью. В настоящее время
сфера приложения трудовых усилий – услуги, торговля, производство
товаров для населения. По составу семьи можно выделить полные семьи
с одним или двумя детьми (41,6 %), полные семьи без детей (39,5
%) при среднем возрасте обучаемых 36,2 года.
Следует отметить неоднородность состава учебных групп по исходному
уровню и характеру экономической подготовки и структуре целей учебы.
В ходе исследования были выявлены следующие критерии изучения исходного
уровня экономических знаний слушателей: наличие и особенности формальной
экономической подготовки и наличие информальных экономических знаний,
приобретенных в процессе профессиональной деятельности непосредственно
в рыночных структурах.
Среди целей обучения на профессиональных курсах слушатели указали:
получение профессиональных знаний, получение недостающих жизненных
знаний, продвижение по службе, намерение сменить род занятий, организация
собственного дела, повышение благосостояния семьи. При этом большинство
ожиданий слушателей в указанной структуре целей связано с приобретением
профессиональных знаний (98 %). Полученные данные свидетельствует
об осознании изучаемой категорией слушателей основных функций экономического
образования, причем мировоззренческая (61,2 %), прагматическая (61,3
%) и адаптивная (59,4 %) функции в их понимании реализуются через
профессиональную.
Общая продолжительность обучения на курсах по специальности «Менеджер
малого бизнеса» составляет 392 часа. В учебном плане представлены
общеэкономические и спецкурсы, в том числе маркетинг, менеджмент,
бухгалтерский учет, коммерческая деятельность, бизнес-планирование,
а также делопроизводство, психологический тренинг. Данное содержание
обучения направлено на формирование общей экономической культуры
слушателей, одновременно с развитием экономико-методологической
культуры в управлении людьми, материальными и финансовыми ресурсами,
документооборотом, самоуправлении. Завершает обучение написание
и защита выпускной работы в форме бизнес-плана по выбранному направлению
деятельности.
Исследование показало, что реализация курсов по специальности позволяет
получить достаточно высокие результаты.
Можно выделить несколько направлений повышения доступности дополнительного
экономического образования для различных категорий взрослого населения:
- распространение положительного опыта в центрах образования взрослых,
- применение технологий дистанционного обучения,
- изыскание источников финансирования.
|