ПУБЛИКАЦИИ
Василенко Н.В. Инновационный подход в обучении
руководителей учреждений информационным технологиям в управлении
// Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе.
Материалы IV Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции
с участием ближнего и дальнего зарубежья. Книга 1. – СПб: УМЦ, 2003.
Широкое внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности
затронуло в значительной мере труд руководителей учреждений начального
и среднего профессионального образования. Изменение требований к
документации и отчетности, внедрение новых форм информационного
взаимодействия различных структур системы профтехобразования и смежных
с ней приводит к необходимости поиска оптимальных управленческих
решений в области содержания образования и методов обучения, в улучшении
собственной организации труда в новых условиях – в условиях информатизации
общества и образования.
Многие руководящие работники учреждений начального и среднего профессионального
образования оказываются в ситуации, когда наличие навыков работы
на компьютере, а также теоретическое осмысление возможностей использования
компьютерного оборудования и информационных (компьютерных) технологий
в учебном и управленческом процессах находится с тесной связи с
возможностью эффективного выполнения должностных и профессиональных
обязанностей. Поэтому повышение квалификации руководителей ОУ НПО
и СПО в указанном направлении является актуальной задачей, решение
которой направлено на повышение успешности функционирования систем
начального и среднего профессионального образования в целом. На
решение задачи повышения информационной культуры руководителей учреждений
начального и среднего профессионального образования направлено преподавание
курса «Информационные технологии в управлении ОУ», реализуемое в
Институте повышения квалификации специалистов профессионального
образования.
Курс состоит из двух частей. Теоретическая часть предполагает ознакомление
слушателей с основными чертами информационного общества, закономерностями
его формирования и развития, видами современных средств обработки
информации, влиянием информационных технологий на деятельность организаций,
в том числе образовательных. Особое место занимает обзор моделей
управления учреждениями начального и среднего профессионального
образования в условиях применения информационных технологий.
Практическая часть курса предусматривает выполнение различного рода
заданий в компьютерном классе, имеющем локальную сеть и (или) выход
в Интернет. Особенностью методики работы со слушателями на практических
занятиях является перенос акцента с освоения конкретных навыков
обращения обучаемых с компьютером на выполнение учебных упражнений
содержательного характера, непосредственно связанного с каждодневной
профессиональной деятельностью. Примером такого задания может служить
ответ на вопрос, поиск которого необходимо осуществить, пользуясь
информацией указанного Интернет-ресурса. При этом наиболее востребованными
с точки зрения оптимизации выполнения профессиональных функций для
указанной категории слушателей являются такие содержательные области
как законодательство в области трудовых отношений и налогообложения,
государственное регулирование развития образования, управленческие
и педагогические технологии, международные образовательные проекты
и т.п.
По итогам проведенного нами исследования можно привести следующие
данные, характеризующие категорию слушателей курса «Информационные
технологии в управлении ОУ». Средних возраст обучаемых составляет
43,7 года, 71% от общего числа слушателей представлен женщинами.
65% слушателей занимают должности заместителей директоров учреждений
начального и среднего профессионального образования, 17,5 % - преподаватели
общеобразовательных дисциплин и 17,5% - мастера производственного
обучения.
По содержанию базового образования слушатели разделись на две примерно
равные группы имеющих техническое образование и образование в области
взаимоотношений «человек-человек» (преподаватели, организаторы культурно-просветительской
работы). При этом 92% слушателей имеют высшее образование. Однако,
учитывая время окончания обучения (в основном до 1992 года), 82%
обучаемых указали, что не имеют опыта изучения информационных (компьютерных)
технологий в рамках формального или информального образования. 8%
слушателей прошли подготовку на краткосрочных курсах в информационных
центрах высших учебных заведений.
Ожидания слушателей в отношении изучения описываемого нами курса,
по их оценке, связаны прежде всего с получением профессионально-значимых
знаний (94% обучаемых). 6% связывают овладение информационными технологиями
с возможностью продвижения по службе.
Учитывая низкий уровень владения информационными (компьютерными)
технологиями основными задачами изучения курса «Информационные технологии
в управлении ОУ» являются:
- ознакомление руководителей образовательных учреждений начального
и среднего профессионального образования с современными информационными
технологиями и необходимостью и возможностью их использования в
деятельности образовательных учреждений;
- развитие готовности руководителей образовательных учреждений начального
и среднего профессионального образования к управлению внедрением
информационных (компьютерных) технологий в практику работы ОУ;
- снятие психологических трудностей для применения компьютерных
средств в собственной профессиональной деятельности;
- формирование и развитие начальных навыков работы на компьютере
с целью оптимизации управленческого труда.
Решению указанных задач способствует применение при разработке и
реализации программы курса следующих принципов:
- сочетание теоретической и практической подготовки в области информационных(компьютерных)
технологий в управлении;
- использование практических упражнений, интегрирующих профессиональное
содержание с компьютерными средствами достижения учебной цели;
- учет исходного уровня подготовки и индивидуально-психологических
особенностей обучаемых на основе адаптации темпа выполнения практических
упражнений за счет варьирования их объемом и уровнем сложности;
- оценка успешности учебного процесса на основе приращения индивидуальных
знаний и умений каждого слушателя.
По итогам проведенного выходного анкетирования 76% обучаемых отметили,
что они достигли своей цели изучения курса. При этом 76% указали,
что полученных знания будут полезны им для понимания происходящих
процессов и явлений, 77% слушателей намерены использовать полученные
знания и навыками в своей профессиональной деятельности, 54% слушателей
считают, что смогут после прохождения обучения повысить качество
своей жизни.
На основании вышесказанного следует сделать выводы о том, что обучение
руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования является перспективным с точки зрения оптимизации и
развития систем начального и среднего образования. Однако при реализации
программ повышения квалификации указанной направленности имеют место
трудности психологического характера, снятию которых способствует
применение индивидуального подхода к обучаемым и создание ситуации
успеха.
|