:: Карта сайта  :: Домой  :: Для связи

О нас
История Института
Ректорат
Ученый совет
Новости
Адреса и телефоны
НИЧ
Кафедры
Отделы
Аспирантура
Учебная работа
Научная работа
Конференции
Издательская работа
Наши партнеры
Полезные сведения
e-Mail

Новая реальность XXI века
    

ПУБЛИКАЦИИ

Василенко Н.В. Инновационный подход в обучении руководителей учреждений информационным технологиям в управлении // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе. Материалы IV Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья. Книга 1. – СПб: УМЦ, 2003.


Широкое внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности затронуло в значительной мере труд руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования. Изменение требований к документации и отчетности, внедрение новых форм информационного взаимодействия различных структур системы профтехобразования и смежных с ней приводит к необходимости поиска оптимальных управленческих решений в области содержания образования и методов обучения, в улучшении собственной организации труда в новых условиях – в условиях информатизации общества и образования.

Многие руководящие работники учреждений начального и среднего профессионального образования оказываются в ситуации, когда наличие навыков работы на компьютере, а также теоретическое осмысление возможностей использования компьютерного оборудования и информационных (компьютерных) технологий в учебном и управленческом процессах находится с тесной связи с возможностью эффективного выполнения должностных и профессиональных обязанностей. Поэтому повышение квалификации руководителей ОУ НПО и СПО в указанном направлении является актуальной задачей, решение которой направлено на повышение успешности функционирования систем начального и среднего профессионального образования в целом. На решение задачи повышения информационной культуры руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования направлено преподавание курса «Информационные технологии в управлении ОУ», реализуемое в Институте повышения квалификации специалистов профессионального образования.

Курс состоит из двух частей. Теоретическая часть предполагает ознакомление слушателей с основными чертами информационного общества, закономерностями его формирования и развития, видами современных средств обработки информации, влиянием информационных технологий на деятельность организаций, в том числе образовательных. Особое место занимает обзор моделей управления учреждениями начального и среднего профессионального образования в условиях применения информационных технологий.

Практическая часть курса предусматривает выполнение различного рода заданий в компьютерном классе, имеющем локальную сеть и (или) выход в Интернет. Особенностью методики работы со слушателями на практических занятиях является перенос акцента с освоения конкретных навыков обращения обучаемых с компьютером на выполнение учебных упражнений содержательного характера, непосредственно связанного с каждодневной профессиональной деятельностью. Примером такого задания может служить ответ на вопрос, поиск которого необходимо осуществить, пользуясь информацией указанного Интернет-ресурса. При этом наиболее востребованными с точки зрения оптимизации выполнения профессиональных функций для указанной категории слушателей являются такие содержательные области как законодательство в области трудовых отношений и налогообложения, государственное регулирование развития образования, управленческие и педагогические технологии, международные образовательные проекты и т.п.

По итогам проведенного нами исследования можно привести следующие данные, характеризующие категорию слушателей курса «Информационные технологии в управлении ОУ». Средних возраст обучаемых составляет 43,7 года, 71% от общего числа слушателей представлен женщинами. 65% слушателей занимают должности заместителей директоров учреждений начального и среднего профессионального образования, 17,5 % - преподаватели общеобразовательных дисциплин и 17,5% - мастера производственного обучения.

По содержанию базового образования слушатели разделись на две примерно равные группы имеющих техническое образование и образование в области взаимоотношений «человек-человек» (преподаватели, организаторы культурно-просветительской работы). При этом 92% слушателей имеют высшее образование. Однако, учитывая время окончания обучения (в основном до 1992 года), 82% обучаемых указали, что не имеют опыта изучения информационных (компьютерных) технологий в рамках формального или информального образования. 8% слушателей прошли подготовку на краткосрочных курсах в информационных центрах высших учебных заведений.
Ожидания слушателей в отношении изучения описываемого нами курса, по их оценке, связаны прежде всего с получением профессионально-значимых знаний (94% обучаемых). 6% связывают овладение информационными технологиями с возможностью продвижения по службе.

Учитывая низкий уровень владения информационными (компьютерными) технологиями основными задачами изучения курса «Информационные технологии в управлении ОУ» являются:

- ознакомление руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с современными информационными технологиями и необходимостью и возможностью их использования в деятельности образовательных учреждений;

- развитие готовности руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования к управлению внедрением информационных (компьютерных) технологий в практику работы ОУ;

- снятие психологических трудностей для применения компьютерных средств в собственной профессиональной деятельности;

- формирование и развитие начальных навыков работы на компьютере с целью оптимизации управленческого труда.

Решению указанных задач способствует применение при разработке и реализации программы курса следующих принципов:

- сочетание теоретической и практической подготовки в области информационных(компьютерных) технологий в управлении;

- использование практических упражнений, интегрирующих профессиональное содержание с компьютерными средствами достижения учебной цели;

- учет исходного уровня подготовки и индивидуально-психологических особенностей обучаемых на основе адаптации темпа выполнения практических упражнений за счет варьирования их объемом и уровнем сложности;

- оценка успешности учебного процесса на основе приращения индивидуальных знаний и умений каждого слушателя.

По итогам проведенного выходного анкетирования 76% обучаемых отметили, что они достигли своей цели изучения курса. При этом 76% указали, что полученных знания будут полезны им для понимания происходящих процессов и явлений, 77% слушателей намерены использовать полученные знания и навыками в своей профессиональной деятельности, 54% слушателей считают, что смогут после прохождения обучения повысить качество своей жизни.

На основании вышесказанного следует сделать выводы о том, что обучение руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования является перспективным с точки зрения оптимизации и развития систем начального и среднего образования. Однако при реализации программ повышения квалификации указанной направленности имеют место трудности психологического характера, снятию которых способствует применение индивидуального подхода к обучаемым и создание ситуации успеха.

 

 
Hosted by uCoz