:: Карта сайта  :: Домой  :: Для связи

О нас
История Института
Ректорат
Ученый совет
Новости
Адреса и телефоны
НИЧ
Кафедры
Отделы
Аспирантура
Учебная работа
Научная работа
Конференции
Издательская работа
Наши партнеры
Полезные сведения
e-Mail

Новая реальность XXI века
    

ПУБЛИКАЦИИ

Василенко Н.В. Роль институтов повышения квалификации в повышении профессиональной мобильности населения / Взаимодействие личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных условиях. Межвузов сб.науч.статей по материалам VI ежегодной Международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество» 14 мая 2003г. – СПб: ЛОИРО, 2003.


Проблема профессиональной мобильности российского населения в настоящее время чрезвычайно актуальна. Это объясняется существующими противоречиями между тенденциями развития российской экономики переходного периода и готовностью рос-сийских граждан принять новые формы экономического поведения. Данная статья посвя-щена анализу причин необходимости формирования профессиональной мобильности как значимого качества российского работника и потенциальных возможностей ИПК в этой области.

Значение профессиональной мобильности, понимаемой как способность человека в течение жизни переучиваться и менять род занятий, обусловлено несколькими по отно-шению к человеку причинами, которые можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины определяются изменениями во среде его жизнедеятельности. Эти из-менения могут иметь глобальный и индивидуальный характер.

Глобальные изменения выражаются прежде всего в преобразовании структуры за-нятости, связанной структурными сдвигами в российской экономике. Эти структурные сдвиги обусловлены, во-первых, мировой тенденцией перехода от индустриального обще-ства к постиндустриальному и информационному. В результате чего происходит отмира-ние одних профессий, изменяется содержательное наполнение других и появляются новые профессии. Во-вторых, весомое значение имеют национальные тенденции, среди которых следует назвать институциональные изменения, обусловленные переходным периодом развития России. Имеются в виду преобразование отраслевой структуры хозяйства, изме-нение соотношения правовых форм предприятий, а также крайне сложные изменения в сознании российских граждан, связанные с преобразованием отношения к необходимости и возможности менять профессиональный статус и род занятий столько раз в жизни, сколько потребуется. Эти внешние глобальные причины дополняются внешними индиви-дуальными. Индивидуальные изменения могут быть вызваны необходимостью смены профессии, рабочего места, статуса в организации в результате перемены места жительст-ва, новых семейных обстоятельств, ухудшения состояния здоровья.
Внутренние причины обусловлены индивидуальными предпочтениями, связанны-ми с направленностью личности. Они могут быть определены мотивацией успеха, вызы-вающей стремление личности к совершенствованию профессиональных навыков, само-развитию, карьерному росту, а также поздним профессиональным самоопределением, предполагающим переход к профессии, значительно отличающейся по профилю от полу-ченного ранее образования.

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время профессио-нальная мобильность становится качеством, необходимым для успешности личности в современном обществе. Достижение профессиональной мобильности и повышение ее уровня способствует удовлетворению как базовых потребностей человека (физиологиче-ских, защищенности от крайней нужды, коммуникативных), так и потребностей более вы-сокого уровня (в получении высокого социального статуса, в развитии духовности, в са-моразвитии). Наличие в обществе достаточного большого количества активных, профес-сионально мобильных людей становится залогом повышения его устойчивости, способст-вует его процветанию. Напротив, отсутствие или недостаточная сформированность про-фессиональной мобильности часто приводит к невозможности при смене обстоятельств продолжать трудовую деятельность, иметь источник существования и, как следствие, к личной трагедии. При этом на уровне общества негативные последствия выражаются в недовыпущенной продукции, снижении темпов экономического роста, понижению стабильности экономической системы, снижению уровня благосостояния граждан.

В описанной выше ситуации взрослый человек испытывает потребность в новых знаниях и навыках более высокого уровня. При этом могут стать востребованными знания и навыки различной направленности: ценностно-ориентирующие, узкопрофессиональные, коммуникативные, психолого-коррекционные, информационные. Именно они, а также мотивация успеха становятся факторами профессиональной мобильности. Знания помогут выработать более спокойное отношение к необходимости перемены в профессиональной жизни, а новые навыки – адаптироваться на новом месте.

Указанные знания и навыки взрослый может получить в рамках различных форм формального и неформального образования, включая институты повышения квалифика-ции. Система повышения квалификации как часть общей системы образования в этих ус-ловиях нацелена на выполнение следующих функций:

- Обеспечение непрерывного обновления знаний специалистов и повышение ин-теллектуального потенциала общества;

- Обеспечение правовых гарантий реализации права на образование для взрослого человека;

- Развитие адаптивных форм образования взрослых в зависимости особенностей категории обучаемых (краткосрочное повышение квалификации, стажировка, про-фессиональная переподготовка) В рамках указанных выше форм получения обра-зования обучаемый может повысить свою квалификацию для более успешной реа-лизации профессиональных функций, в том числе на более высоком должностном уровне, получить новую квалификацию;

- Содействие применению в образовании современных технологий, использую-щих последние достижения научной мысли и технические решения (информационные компьютерные технологии, дистанционное обучение и п.т.);

- Пропаганда значения знаний для профессионального роста, личного благополучия, достижения материального благосостояния.

Достижение повышенного уровня профессиональной мобильности усиливает кон-курентноспособность специалиста на рынке труда, расширяет выбор места работы, позволяет более полно учесть потребности человека, совмещая их с запросами общества. Развитие данных форм образования взрослых создает условия для реализации взрослой лично-сти в профессиональной и личной сферах и на этой основе развитие российского общества.

 
Hosted by uCoz