|
ПУБЛИКАЦИИ
Василенко Н.В. Роль институтов повышения квалификации
в повышении профессиональной мобильности населения / Взаимодействие
личности, образования и общества в изменяющихся социокультурных
условиях. Межвузов сб.науч.статей по материалам VI ежегодной Международной
научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество»
14 мая 2003г. – СПб: ЛОИРО, 2003.
Проблема профессиональной мобильности российского населения в настоящее
время чрезвычайно актуальна. Это объясняется существующими противоречиями
между тенденциями развития российской экономики переходного периода
и готовностью рос-сийских граждан принять новые формы экономического
поведения. Данная статья посвя-щена анализу причин необходимости
формирования профессиональной мобильности как значимого качества
российского работника и потенциальных возможностей ИПК в этой области.
Значение профессиональной мобильности, понимаемой как способность
человека в течение жизни переучиваться и менять род занятий, обусловлено
несколькими по отно-шению к человеку причинами, которые можно разделить
на внешние и внутренние. Внешние причины определяются изменениями
во среде его жизнедеятельности. Эти из-менения могут иметь глобальный
и индивидуальный характер.
Глобальные изменения выражаются прежде всего в преобразовании структуры
за-нятости, связанной структурными сдвигами в российской экономике.
Эти структурные сдвиги обусловлены, во-первых, мировой тенденцией
перехода от индустриального обще-ства к постиндустриальному и информационному.
В результате чего происходит отмира-ние одних профессий, изменяется
содержательное наполнение других и появляются новые профессии. Во-вторых,
весомое значение имеют национальные тенденции, среди которых следует
назвать институциональные изменения, обусловленные переходным периодом
развития России. Имеются в виду преобразование отраслевой структуры
хозяйства, изме-нение соотношения правовых форм предприятий, а также
крайне сложные изменения в сознании российских граждан, связанные
с преобразованием отношения к необходимости и возможности менять
профессиональный статус и род занятий столько раз в жизни, сколько
потребуется. Эти внешние глобальные причины дополняются внешними
индиви-дуальными. Индивидуальные изменения могут быть вызваны необходимостью
смены профессии, рабочего места, статуса в организации в результате
перемены места жительст-ва, новых семейных обстоятельств, ухудшения
состояния здоровья.
Внутренние причины обусловлены индивидуальными предпочтениями, связанны-ми
с направленностью личности. Они могут быть определены мотивацией
успеха, вызы-вающей стремление личности к совершенствованию профессиональных
навыков, само-развитию, карьерному росту, а также поздним профессиональным
самоопределением, предполагающим переход к профессии, значительно
отличающейся по профилю от полу-ченного ранее образования.
Учитывая вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время
профессио-нальная мобильность становится качеством, необходимым
для успешности личности в современном обществе. Достижение профессиональной
мобильности и повышение ее уровня способствует удовлетворению как
базовых потребностей человека (физиологиче-ских, защищенности от
крайней нужды, коммуникативных), так и потребностей более вы-сокого
уровня (в получении высокого социального статуса, в развитии духовности,
в са-моразвитии). Наличие в обществе достаточного большого количества
активных, профес-сионально мобильных людей становится залогом повышения
его устойчивости, способст-вует его процветанию. Напротив, отсутствие
или недостаточная сформированность про-фессиональной мобильности
часто приводит к невозможности при смене обстоятельств продолжать
трудовую деятельность, иметь источник существования и, как следствие,
к личной трагедии. При этом на уровне общества негативные последствия
выражаются в недовыпущенной продукции, снижении темпов экономического
роста, понижению стабильности экономической системы, снижению уровня
благосостояния граждан.
В описанной выше ситуации взрослый человек испытывает потребность
в новых знаниях и навыках более высокого уровня. При этом могут
стать востребованными знания и навыки различной направленности:
ценностно-ориентирующие, узкопрофессиональные, коммуникативные,
психолого-коррекционные, информационные. Именно они, а также мотивация
успеха становятся факторами профессиональной мобильности. Знания
помогут выработать более спокойное отношение к необходимости перемены
в профессиональной жизни, а новые навыки – адаптироваться на новом
месте.
Указанные знания и навыки взрослый может получить в рамках различных
форм формального и неформального образования, включая институты
повышения квалифика-ции. Система повышения квалификации как часть
общей системы образования в этих ус-ловиях нацелена на выполнение
следующих функций:
- Обеспечение непрерывного обновления знаний специалистов и повышение
ин-теллектуального потенциала общества;
- Обеспечение правовых гарантий реализации права на образование
для взрослого человека;
- Развитие адаптивных форм образования взрослых в зависимости особенностей
категории обучаемых (краткосрочное повышение квалификации, стажировка,
про-фессиональная переподготовка) В рамках указанных выше форм получения
обра-зования обучаемый может повысить свою квалификацию для более
успешной реа-лизации профессиональных функций, в том числе на более
высоком должностном уровне, получить новую квалификацию;
- Содействие применению в образовании современных технологий, использую-щих
последние достижения научной мысли и технические решения (информационные
компьютерные технологии, дистанционное обучение и п.т.);
- Пропаганда значения знаний для профессионального роста, личного
благополучия, достижения материального благосостояния.
Достижение повышенного уровня профессиональной мобильности усиливает
кон-курентноспособность специалиста на рынке труда, расширяет выбор
места работы, позволяет более полно учесть потребности человека,
совмещая их с запросами общества. Развитие данных форм образования
взрослых создает условия для реализации взрослой лично-сти в профессиональной
и личной сферах и на этой основе развитие российского общества.
|